Журнал "Христианин"

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛА «ХРИСТИАНИН»

В Рос­сии шёл 1905 год. Год пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции. Это был очень ин­те­рес­ный пе­ри­од, очень непростой, неод­но­знач­ный, на­сы­щен­ный со­бы­ти­я­ми. Рос­сия про­иг­ра­ла войну с Япо­ни­ей. Это война по­ка­за­ла, что го­су­дар­ствен­ная ма­ши­на Рос­сии пол­но­стью про­гни­ла и если не будет пе­ре­мен — власть рух­нет. Рос­сий­ское об­ще­ство тре­бо­ва­ло эле­мен­тар­ных граж­дан­ских сво­бод — сво­бо­ду слова, сво­бо­ду пе­ча­ти, сво­бо­ду со­бра­ний, сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ний. Рос­сия была охва­че­на вол­не­ни­я­ми, бро­же­ни­ем умов. По всей огром­ной Рос­сии от Бал­тий­ско­го моря до Ти­хо­го оке­а­на про­хо­ди­ли стач­ки и за­ба­стов­ки ра­бо­чих, кре­стьян­ские вос­ста­ния. Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II издал несколь­ко ма­ни­фе­стов и ука­зов, смяг­ча­ю­щих внут­рен­нюю об­ста­нов­ку в стране. Од­на­ко эти указы не при­ве­ли к ощу­ти­мым из­ме­не­ни­ям. Осо­бен­но они не при­ве­ли к ощу­ти­мым из­ме­не­ни­ям в деле веры. Рус­ские бап­ти­сты в этот пе­ри­од по­сто­ян­но ак­тив­но хо­да­тай­ство­ва­ли перед царём и пра­ви­тель­ством о вне­се­нии из­ме­не­ний в за­ко­ны о ве­ро­тер­пи­мо­сти. На­при­мер, такую за­пис­ку подал Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов 8 ян­ва­ря 1905 года в Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел. Ка­би­нет Ми­ни­стров в этот пе­ри­од вёл ин­тен­сив­ную под­го­тов­ку новых из­ме­не­ний в за­ко­но­да­тель­стве. В ре­зуль­та­те 17 ап­ре­ля 1905 года был об­на­ро­до­ван имен­ной указ им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II «Об укреп­ле­нии начал ве­ро­тер­пи­мо­сти». Еван­гель­ская хри­сти­ан­ка, неуто­ми­мая тру­же­ни­ца на ниве Бо­жьей, ба­ро­нес­са В. И. Ясе­вич-Бо­ро­да­ев­ская в своей ста­тье «Борь­ба за веру» вспо­ми­на­ла об этом: «Впе­чат­ле­ние было оше­лом­ля­ю­щее, это был празд­ник из празд­ни­ков. Все, хотя вре­мен­но, стали бра­тья­ми и еди­но­душ­но, забыв рас­при, ли­ко­ва­ли, по­здрав­ля­ли друг друга: сколь­ко было на­дежд и меч­та­ний о новой жизни во Хри­сте».

Спу­стя пол­го­да 17 ок­тяб­ря 1905 года был издан ма­ни­фест «О да­ро­ва­ний на­се­ле­нию незыб­ле­мых основ граж­дан­ской сво­бо­ды, на на­ча­лах дей­стви­тель­ной непри­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, сво­бо­ды со­ве­сти, слова, со­бра­ний и со­ю­зов». Через год, 17 ок­тяб­ря 1906 года, вышел ещё один имен­ной указ. Эти до­ку­мен­ты дали воз­мож­ность еван­гель­ским ве­ру­ю­щим от­ры­то со­би­рать­ся, ре­ги­стри­ро­вать об­щи­ны, браки, смер­ти, про­во­дить еван­ге­ли­за­ции. Были, ко­неч­но, огра­ни­че­ния и при­тес­не­ния, но они, по срав­не­нию с теми ре­прес­си­я­ми, ко­то­рые про­во­ди­лись в Рос­сии по от­но­ше­нию к ве­ру­ю­щим в конце XIX сто­ле­тия, ка­за­лись незна­чи­тель­ны­ми недо­ра­зу­ме­ни­я­ми. Тут же бра­тья ре­ши­ли, что при­ш­ла пора при­сту­пить к ле­галь­но­му вы­пус­ку пе­ри­о­ди­че­ских еван­гель­ских из­да­ний.

Нель­зя ска­зать, что это было что-то новое для рус­ских еван­гель­ских хри­сти­ан. В 1875 году Мария Гри­го­рьев­на Пей­кер со своей до­че­рью Алек­сан­дрой Ива­нов­ной на­ча­ли из­да­вать ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ный жур­нал «Рус­ский ра­бо­чий». Мария Гри­го­рьев­на, бу­дучи со­лист­кой Им­пе­ра­тор­ско­го опер­но­го те­ат­ра, уве­ро­ва­ла в Гос­по­да через про­по­ведь ве­ли­ко­го еван­ге­ли­ста Муди, на­хо­дясь за гра­ни­цей. Вер­нув­шись в Пе­тер­бург, она при­со­еди­ни­лась к еван­гель­ско­му дви­же­нию, ко­то­рое на­ча­лось с про­по­ве­дей лорда Ред­сто­ка. Потом ли­де­ром этого дви­же­ния стал пол­ков­ник Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич Паш­ков. Жур­нал «Рус­ский ра­бо­чий» из­да­вал­ся в те­че­ние 11 лет — с 1875 по 1885 год вклю­чи­тель­но. В ос­нов­ном жур­нал по­ме­щал на своих стра­ни­цах пе­ре­вод­ные ста­тьи.

В 1889 году сту­дент Пе­тер­бург­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та бап­тист Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов вме­сте с брат­ским мен­но­ни­том Г. И. Фа­стом начал вы­пуск неле­галь­но­го жур­на­ла «Бе­се­да». Ста­ча­ла жур­нал пе­ча­тал­ся на гек­то­гра­фе, затем ли­то­гра­фи­че­ским спо­со­бом. Фор­мат жур­на­ла был неболь­шим (при­бли­зи­тель­но со­вре­мен­ный А5) и очень удоб­ным, так как ос­нов­ные жур­на­лы того вре­ме­ни из­да­ва­лись боль­ши­ми фор­ма­та­ми. К слову ска­зать, фор­мат жур­на­ла «Рус­ский ра­бо­чий» был боль­ше со­вре­мен­ной га­зе­ты «Про­те­стант». Через год Рус­ский союз бап­ти­стов при­знал этот жур­нал своим пе­чат­ным ор­га­ном. Фи­нан­си­ро­вал из­да­ние пред­се­да­тель Союза рус­ских бап­ти­стов зна­ме­ни­тый ов­це­вод Дей Ива­но­вич Ма­за­ев. Кор­ре­спон­ден­та­ми жур­на­ла были самые вы­да­ю­щи­е­ся слу­жи­те­ли тех лет. До 1893 года жур­нал из­да­вал­ся на Кав­ка­зе, затем недол­го в Пе­тер­бур­ге, от­ку­да из-за ре­прес­сий из­да­ние при­ш­лось пе­ре­не­сти за пре­де­лы Рос­сии, где жур­нал из­да­вал­ся до 1898 года.

Таким об­ра­зом, как толь­ко по­яви­лась воз­мож­ность, Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов начал хо­да­тай­ство­вать (в со­от­вет­ствии с ука­зом от 17 сен­тября 1905 г.) о вы­пус­ке еже­ме­сяч­но­го еван­гель­ско­го жур­на­ла. Жур­нал ре­ше­но было на­звать «Хри­сти­а­нин». В но­яб­ре 1905 года был вы­пу­щен проб­ный номер ли­то­гра­фи­че­ским спо­со­бом. Номер был разо­слан по всем из­вест­ным в Рос­сии ад­ре­сам, где жили и со­би­ра­лись ве­ру­ю­щие. В этом но­ме­ре была опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Ивана Сте­па­но­ви­ча Про­ха­но­ва «На­зре­ва­ю­щие во­про­сы еван­гель­ской церк­ви в Рос­сии». Про­ха­нов писал, что при­ш­ла пора се­рьёз­но за­ни­мать­ся ду­хов­ным и ум­ствен­ным про­све­ще­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем всех ве­ру­ю­щих, а осо­бен­но детей ве­ру­ю­щих ро­ди­те­лей. С ян­ва­ря 1906 года жур­нал начал ре­гу­ляр­но, еже­ме­сяч­но, из­да­вать­ся ти­по­граф­ским спо­со­бом.

Жур­нал из­да­вал­ся та­ко­го же неболь­шо­го фор­ма­та, как и «Бе­се­да», это было удоб­но для чи­та­те­ля. «Для всех ищу­щих ис­ти­ну и лю­бя­щих Гос­по­да» гла­сил под­за­го­ло­вок жур­на­ла. С са­мо­го начал жур­нал за­ду­мал­ся не как уз­ко­кон­фес­си­о­наль­ный, а об­ще­е­ван­гель­ский — для тех, кто все­рьёз ищет Хри­ста и идёт за Ним, хотя на об­лож­ке жур­на­ла зна­чи­лось, что он орган Рус­ско­го еван­гель­ско­го союза. Иван Сте­па­но­вич в эту пору как раз ак­тив­но за­ни­мал­ся со­зда­ни­ем та­ко­го союза, но он, как из­вест­но, не со­сто­ял­ся в за­ду­ман­ном виде. На об­лож­ке жур­на­ла был по­ме­щён девиз, ко­то­рый со­сто­ял из трёх фраз: «Мы про­по­ве­ду­ем Хри­ста Рас­пя­то­го» (1 Кор. 1:23); «В глав­ном един­ство, во вто­ро­сте­пен­ном сво­бо­да, а во всём лю­бовь» (Бла­жен­ный Ав­гу­стин); «Под­ви­за­ясь еди­но­душ­но за веру еван­гель­скую» (Флп. 1:27). Весь до­ре­во­лю­ци­он­ный пе­ри­од жур­нал был пол­но­стью по­свя­щён внут­рен­ней ду­хов­ной жизни хри­сти­а­ни­на. На его стра­ни­цах пи­са­ли Про­ха­нов, Иван Ве­ни­а­ми­но­вич Кар­гель, и дру­гие бра­тья. Пе­ча­та­лись пе­ре­вод­ные ста­тьи Спер­дже­на, Муди, Мюл­ле­ра. В на­ча­ле жур­на­ла по­ме­ща­ли гимн с но­та­ми, а в конце спе­ци­аль­ный раз­дел по­ме­щал ма­те­ри­а­лы для детей. В самом жур­на­ле в до­ре­во­лю­ци­он­ный пе­ри­од не рас­смат­ри­ва­лись ни­ка­кие де­ло­вые во­про­сы, от­чё­ты, не было ре­пор­та­жей, не по­ме­ща­лись до­ку­мен­ты. Для этого спе­ци­аль­но, от­дель­ной тет­рад­кой, не сши­той с ос­нов­ным но­ме­ром, из­да­ва­лось при­ло­же­ние под на­зва­ни­ем «Брат­ский ли­сток». На его стра­ни­цах рас­ска­зы­ва­лось о де­я­тель­но­сти таких вид­ных де­я­те­лях рус­ско­го бап­тиз­ма, как В. Г. Пав­лов, В. В. Ива­нов, М. Д. Ти­мо­шен­ко, П. Я. Дацко, В. А. Фет­ле­ра, и мно­гих дру­гих. Здесь рас­ска­зы­ва­лось о мис­си­о­нер­ском слу­же­нии, по­ме­ща­лись све­де­ния о де­я­тель­но­сти юно­ше­ских круж­ков, пе­ча­та­лись офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты Союза еван­гель­ских хри­сти­ан. Так, в 1910 году в «Брат­ском лист­ке» было на­пе­ча­та­но «Ве­ро­уче­ние еван­гель­ских хри­сти­ан», на­пи­сан­ное И. С. Про­ха­но­вым и при­ня­тое съез­дом еван­гель­ских хри­сти­ан. К жур­на­лу вы­хо­ди­ло ещё два при­ло­же­ния: «Мо­ло­дой ви­но­град­ник» — для юно­шей и «Дет­ский друг» — для детей.

В 1910 году Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов на­чи­на­ет из­да­вать га­зе­ту «Утрен­няя звез­да». Эта га­зе­та была при­зва­на осве­щать во­про­сы внеш­ней, прак­ти­че­ской, по­все­днев­ной жизни хри­сти­а­ни­на. Также на её стра­ни­цах осве­ща­лись во­про­сы го­су­дар­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жизни Рос­сии и всего мира. Она была за­ду­ма­на с со­вер­шен­но дру­гой целью, чем жур­нал «Хри­сти­а­нин». Про­ха­нов из­брал де­ви­зом га­зе­ты слова про­ро­ка Исаии «При­бли­жа­ет­ся утро, но ещё ночь». Иван Сте­па­но­вич меч­тал о ду­хов­ном про­буж­де­нии во всех сфе­рах жизни Рос­сии. Га­зе­та долж­на была всеми си­ла­ми сти­му­ли­ро­вать это про­буж­де­ние, кон­со­ли­ди­руя во­круг себя все здо­ро­вые еван­гель­ские силы. Жур­нал «Хри­сти­а­нин» ста­но­вит­ся при­ло­же­ни­ем к этой га­зе­те. Фак­ти­че­ски он оста­вал­ся этим при­ло­же­ни­ем до 1922 года, по­след­не­го года из­да­ния «Утрен­ней звез­ды».

В 1914 году на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая война. Ещё до на­ча­ла войны на­ча­ли воз­об­нов­лять­ся ре­прес­сии про­тив еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов. Несмот­ря на то, что еван­гель­ские хри­сти­ане про­яв­ля­ли мак­си­маль­ный пат­ри­о­тизм и ло­яль­ность пра­ви­тель­ству, пра­во­слав­ные борцы с сек­тан­та­ми об­ви­ня­ли их в по­соб­ни­че­стве нем­цам. С 1915 года, жур­нал «Хри­сти­а­нин» вме­сте со всеми при­ло­же­ни­я­ми был за­крыт пра­ви­тель­ством. Га­зе­та «Утрен­няя звез­да» про­дол­жа­ла вы­хо­дить ре­гу­ляр­но.

1917 год резко по­ме­нял си­ту­а­цию в стране. Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство хоть и дало неко­то­рую сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ний, но не ре­ша­лось за­кре­пить её за­ко­но­да­тель­но. Бап­ти­сты и еван­гель­ские хри­сти­ане вы­сту­па­ют с по­ли­ти­че­ски­ми тре­бо­ва­ни­я­ми, среди ко­то­рых была и сво­бо­да пе­ча­ти. В ок­тяб­ре 1917 года боль­ше­ви­ки во главе с В. И. Ле­ни­ным берут власть в Рос­сии. 23 ян­ва­ря 1918 года вы­хо­дит де­крет «Об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ства». Со­вет­ская власть в тот мо­мент этим де­кре­том удо­вле­тво­ри­ла прак­ти­че­ски все (кроме од­но­го) по­ли­ти­че­ские тре­бо­ва­ния рус­ских еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов. Од­на­ко в связи с Граж­дан­ской вой­ной и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ци­ей из­да­вать жур­нал было нере­аль­но. Ино­гда уда­ва­лось на­пе­ча­тать «Утрен­нюю звез­ду», и вес­ной 1920 года вышло два но­ме­ра жур­на­ла «Брат­ский Союз». Толь­ко в 1924 году уда­лось воз­об­но­вить из­да­ние «Хри­сти­а­ни­на». В 1925–1926 годах из­да­вал­ся и «Брат­ский ли­сток». Жур­нал из­да­вал­ся ти­ра­жом 15 000 — огром­ный тираж для эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния в стране того вре­ме­ни. Жур­нал несколь­ко из­ме­нил своё лицо. Это уже не был чисто ду­хов­ный жур­нал. На­ря­ду с ду­хов­ны­ми ста­тья­ми, сти­ха­ми, гим­на­ми много место уде­ля­лось де­я­тель­но­сти Ивана Сте­па­но­ви­ча Про­ха­но­ва. Сов­мест­но с И. С. Про­ха­но­вым жур­нал ре­дак­ти­ро­вал Яков Ива­но­вич Жид­ков, бу­ду­щий пред­се­да­тель ВСЕХБ. Жур­нал из­бе­гал осве­ще­ния по­ли­ти­че­ских и об­ще­ствен­ных тем жизни СССР, а был со­сре­до­то­чен на внут­рен­ней жизни Все­со­юз­но­го Со­ве­та Еван­гель­ских Хри­сти­ан (ВСЕХ), из об­ще­хри­сти­ан­ско­го он стал жур­на­лом од­но­го союза. Но жур­нал со­хра­нил свой мис­си­о­нер­ский дух и на­прав­лен­ность к кон­со­ли­да­ции по­мест­ных церк­вей. Вме­сте с тем зна­чи­тель­ная часть жур­на­ла была по-преж­не­му по­свя­ще­на внут­рен­ней ду­хов­ной жизни че­ло­ве­ка.

Вес­ной 1929 года Со­вет­ская власть пошла в на­ступ­ле­ние на все ре­ли­ги­оз­ные об­ще­ства в стране. 8 ап­ре­ля 1929 года ВЦИК РСФСР из­да­ёт зна­ме­ни­тое по­ста­нов­ле­ние «О ре­ли­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях», а 18 мая этого же года Все­рос­сий­ский Съезд Со­ве­тов вно­сит из­ме­не­ния в 4 ста­тью Кон­сти­ту­ции СССР. Те­перь в СССР была толь­ко сво­бо­да ре­ли­ги­оз­ных ис­по­ве­да­ний и ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды. Иными сло­ва­ми, граж­дане могли ве­рить в Бога, но не имели права ни­ко­му об этом го­во­рить, а го­су­дар­ство имело право и долж­но было всем объ­яс­нять, что Бога не су­ще­ству­ет, и вос­пи­ты­вать тех, кто ду­ма­ет иначе. В 1928 году «Хри­сти­а­нин» пре­кра­тил вы­хо­дить в свет.

Несмот­ря на это, под­шив­ки жур­на­ла «Хри­сти­а­нин», бе­реж­но хра­ня­щи­е­ся в се­мьях и пе­ре­да­ю­щи­е­ся от ро­ди­те­лей к детям, от ве­ру­ю­ще­го к ве­ру­ю­ще­му, вос­пи­та­ли несколь­ко по­ко­ле­ний детей Бо­жьих. Их ак­ку­рат­но пе­ре­пле­та­ли, под­кле­и­ва­ли вет­хие стра­нич­ки, чтобы се­год­ня мы могли, читая, мыс­лен­но при­со­еди­нить­ся к тем, кто про­шёл за Хри­стом перед нами. Вчи­ты­ва­ясь в ста­рые жур­на­лы, мы с удив­ле­ни­ем видим, что сто лет назад хри­сти­ан вол­но­ва­ли прак­ти­че­ски те же ду­хов­ные про­бле­мы, ко­то­рые вол­ну­ют нас сей­час. По­это­му нам имеет смысл воз­ро­дить «Хри­сти­а­нин», чтобы вос­пи­тать новое по­ко­ле­ние еван­гель­ских хри­сти­ан, спо­соб­ных на ве­ли­кие свер­шения во имя Гос­по­да для нашей Рос­сии.


Периодический журнал «Христианин»

Периодический журнал «Христианин», издавался с 1905 по 1928 гг. под руководством Ивана Степановича Проханова.

Проханов И.С. добился разрешения на издание журнала сразу же после выхода манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести, слова, собраний и союзов.

Из автобиографической книги И.С. Проханова «В котле России»:

«В ноябре того же года я получил официальное разрешение издавать первый протестантский христианский Евангельский журнал, который был назван "Христианин".

Какую радость я испытал, когда вышел из учреждения, где мне выдали это бесценное разрешение. Добравшись домой, я собрал всех членов моей семьи, и мы вместе в молитве вознесли благодарность Господу за воплощение того, что мы так долго ожидали с верою.

В ноябре месяце я опубликовал литографический текст этого журнала и разослал его в различные центры нашего религиозного дела или труда. Впечатление было потрясающее. 1 января 1906 года первый отпечатанный номер журнала был получен из печати. Этот журнал издавался постоянно за исключением периода революции и гражданской войны до конца 1928 года, то есть 22 года. И в 1928 году он был запрещен атеистами.»

«Я никогда не находился под чьим-либо влиянием, не касался политики или каких-то противоречий. Этот журнал никогда никого не критиковал: ни целых христианских групп, ни отдельных религиозных тружеников. Журнал распространялся повсюду как идеал Христа и его Жертвы, провозглашающий единство, свободу и любовь, и великий оптимизм веры, веры Евангельской. Нет числа писем, которые я получал от читателей "Христианина", где они информировали меня об образовании групп, обращении, различных благословлениях, полученных через этот журнал.»

Журнал «Христианин» выходил небольшим форматом (примерно соответствовавшим современному формату А5) и предназначался «для всех ищущих истину и любящих Господа», – как гласил подзаголовок. Основной принцип журнала, как писал И.С. Проханов, состоял из 3-х слов: «Пробуждение, обновление и реформация», а основной целью журнала были избраны слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:23) и «Подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (Флп. 1:27), а также изречение: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем –любовь».

В январе 1906 года вышел первый номер журнала, отпечатанный типографским способом. С этого времени началось его регулярное издание. Как бесплатное приложение к журналу выходил «Братский листок», а несколько позже издавались «Молодой виноградник» и «Детский друг».

В 1910 году вышла в печать еженедельная газета-журнал «Утренняя звезда» и журнал «Христианин» стал органом Всероссийского союза евангельских христиан. Он выходил как приложение к «Утренней звезде». «Утренняя звезда» освещала вопросы практической христианской жизни, а также государственные, общественные и другие темы. Журнал «Христианин» по-прежнему был посвящен духовной тематике.

В 1916-1923 годах журнал выходил нерегулярно либо на протяжении длительных периодов не выходил вовсе. Регулярное издание журнала возобновилось после восьмилетнего перерыва, с 1924 года. В 1925–1926 годы «Христианин» выходил с приложением «Братский листок» тиражом 15.000 экземпляров.

В конце 1928 года журнал «Христианин» был закрыт вместе с остальными евангельскими изданиями в связи с ужесточением политики государства в отношении религии.


Христианин - журнал И.С. Проханова - О журнале

Периодический журнал «Христианин», издавался с 1905 по 1928 гг. под руководством Ивана Степановича Проханова.

Проханов И.С. добился разрешения на издание журнала сразу же после выхода манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести, слова, собраний и союзов.

Журнал «Христианин» выходил небольшим форматом (примерно соответствовавшим современному формату А5) и предназначался «для всех ищущих истину и любящих Господа», – как гласил подзаголовок. Основной принцип журнала, как писал И.С. Проханов, состоял из 3-х слов: «Пробуждение, обновление и реформация», а основной целью журнала были избраны слова апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого» (1 Кор. 1:23) и «Подвизаясь единодушно за веру евангельскую» (Флп. 1:27), а также изречение: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем –любовь».

В январе 1906 года вышел первый номер журнала, отпечатанный типографским способом. С этого времени началось его регулярное издание. Как бесплатное приложение к журналу выходил «Братский листок», а несколько позже издавались «Молодой виноградник» и «Детский друг».

В 1910 году вышла в печать еженедельная газета-журнал «Утренняя звезда» и журнал «Христианин» стал органом Всероссийского союза евангельских христиан. Он выходил как приложение к «Утренней звезде». «Утренняя звезда» освещала вопросы практической христианской жизни, а также государственные, общественные и другие темы. Журнал «Христианин» по-прежнему был посвящен духовной тематике.

В 1916-1923 годах журнал выходил нерегулярно либо на протяжении длительных периодов не выходил вовсе. Регулярное издание журнала возобновилось после восьмилетнего перерыва, с 1924 года. В 1925–1926 годы «Христианин» выходил с приложением «Братский листок» тиражом 15.000 экземпляров.

В конце 1928 года журнал «Христианин» был закрыт вместе с остальными евангельскими изданиями в связи с ужесточением политики государства в отношении религии.